Домой Компьютерная грамотность Чем отличается су 30 от 35. Авиация россии. Сравнение с зарубежными аналогами

Чем отличается су 30 от 35. Авиация россии. Сравнение с зарубежными аналогами

Конструкторы сосредоточили свое внимание в том числе и на модернизации двухместной версии самолета Су-27. Опыт использования одноместных истребителей в современных условиях показал, что на пилота ложится большая нагрузка, связанная с необходимостью маневрирования и управления комплексом вооружения.

"После завершения работ по модернизации Су-30СМ, изменения облика бортового радиоэлектронного оборудования, что сделало Су-35 и Су-30СМ более унифицированными между собой, что снижает себестоимость, унифицированы авиационные средства поражения, это может быть второй жизнью самолета", - сказал Борисов.

По его словам, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России в Индии. "С учетом того, что в Индии их (Су-30МКИ, ставший базовой версией для Су-30СМ) находится около 200, наверняка открывается возможность по модернизации этого парка для того, чтобы продлить ему жизнь", - пояснил вице-премьер. Он отметил, что в рамках программы диверсификации и в условиях снижения гособоронзаказа работа российских оборонных предприятий должна смещаться в сторону обслуживания жизненного цикла и модернизации.

В ходе модернизации, истребители Су-30СМ получат также двигатели АЛ-41Ф-1С, устанавливаемые на Су-35. Турбореактивный двигатель АЛ-41Ф-1 выполняет функцию силовой установки первого этапа для истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА). В январе 2019 года сообщалось, что испытания модернизированных многоцелевых истребителей Су-30СМ планируется завершить до конца 2019 года.

Модернизация Су-30СМ

Модернизация Су-30СМ проводится по заданию Минобороны РФ силами корпорации "Иркут" и "ОКБ Сухого" при участии ряда предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Благодаря модернизации возрастают боевые возможности самолетов: увеличивается дальность обнаружения и опознавания воздушных целей, в состав вооружения вводятся новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских целей на дальности несколько сотен км.

Су-30СМ - многоцелевой тяжелый истребитель, обладающий сверхманевренностью, оснащенный радиолокатором с фазированной антенной решеткой и передним горизонтальным оперением. Сейчас на самолетах этого типа стоит двигатель АЛ-31ФП, который является развитием базового двигателя АЛ-31Ф истребителя Су-27. Его главное отличие - управляемый вектор тяги и повышенный ресурс.

Су-30 создавался на базе Су-27УБ. Благодаря появлению РЛС с активной антенной решеткой стало возможно передать истребителю часть функций самолета дальнего радиолокационного обнаружения при управлении группой. При этом наличие одного такого самолета давало колоссальное преимущество, а кроме того, позволяло исключить самолет ДРЛО из боевых порядков. Первый полет истребитель совершил в 1989 году, а в 1992 году начато его серийное производство. Су-30СМ - модификация самолета для российских ВКС.

* Максимальная тяга двух двигателей Су-30 на форсаже - около 25 тонн.

* Боевая нагрузка самолета - около 10 тонн. Способен наносить удары по воздушным, надводным и наземным целям.

* Многочисленные учебные бои показали превосходство Су-30 над над истребителями F-16 и F-15 ВВС США.

* Несет модули РЭБ, которые могут подавлять радары как средств ПВО, так и самолетов.

* На самолетах Су-30 с 2016 выступает пилотажная группа «Русские витязи».

* Всего построено более 500 самолетов Су-30, которые стоят на вооружении 10 стран мира.

* Су-30 наносил удары по объектам в ходе операции российских ВКС в Сирии.

Характеристики

Максимальная скорость:

У земли 1350 км/ч (М=1,13),

На высоте 2 350 км/ч (М=1,9603);

Дальность полета:

У земли 1270 км

На высоте 3000 км

Практический потолок: 17300 м;

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе: 1,00

Вооружение:

30-мм встроенная пушка ГШ-30-1

6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС

Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц)

Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц)

Российский многоцелевой истребитель Су-35

Су-35 - российский многоцелевой истребитель поколения 4++, оснащен бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. На истребителе устанавливается двигатель АЛ-41Ф-1С, позволяющий развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Является глубокой модернизацией самолета Су-27. Модернизация коснулась как бортового оборудования, так и планера, который был усилен.

Кроме того, машина получила значительно более мощную радиолокационную станцию, расширенный арсенал управляемых средств поражения, включающий дальнобойные ракеты, наводимые на цель радиолокатором.

Су-35 способен выполнять длительный полет на трансзвуковых скоростях без включения форсажа благодаря замене двигателей АЛ-31Ф на «изделие 117С».

Обладает продвинутой кабиной летчика с широкоугольным индикатором на фоне лобового стекла, передовыми электрооптическими системами с повышенной дальностью обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей.

По внешним габаритам Су-35 и F-22A близки: длина 21,9 метра против 18,92 метра, размах крыла 15,3 метра
(с контейнерами РЭБ) против 13,56 метра. Вес конструкции 19 тонн против 19,7 тонны, максимальный взлетный - 34,5 тонны (предельный - 38,8 тонны) против 38 тонн. При этом Су-35 на несколько тонн превосходит американский по внутренним запасам топлива. Между тем дальность полета и время патрулирования в воздухе - важнейшие показатели для государств, с протяженной линией сухопутных и морских границ.

Использованы материалы сайтов tass.ru, tvzvezda.ru

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Российские военные и представители оборонки рассматривают возможность оснащения истребителей Су-30СМ двигателями АЛ-41Ф-1С, в настоящее время использующимися на истребителе Су-35С. Информация о данной разработке содержится в конкурсной работе по выполнению гособоронзаказа, поданной уфимским моторостроительным производственным объединением на конкурс «Авиастроитель года»..

Разные «Сухие»

Когда-то машины иркутского и комсомольского авиазаводов представляли собой просто две модификации одного истребителя: в Комсомольске строились одноместные Су-27П и Су-27С, в Иркутске - учебно-боевые «спарки» Су-27УБ. Под занавес Советского Союза на основе Су-27УБ был создан первый Су-30, мыслившийся тогда в качестве перспективного командного самолета для истребительной авиации войск ПВО СССР.

Поставки серийных Су-30 начались в 1992 году, но обвальное сокращение военных расходов не позволило развернуть масштабное производство, и в КБ началась разработка экспортных вариантов машины. Дальнейшее развитие семейства Т-10 («внутрифирменное» обозначение Су-27 и его модификаций) само по себе заслуживает отдельных многотомных исследований, равно как и описание трансформации производственных структур, но так или иначе пути «иркутских» и «комсомольских» машин разошлись.

Основным самолетом Иркутского завода стал в итоге Су-30МКИ - версия, созданная в конце 1990-х годов для ВВС Индии, и модификации этой машины, включая поставляемую сегодня российским ВКС Су-30СМ. Комсомольск продолжал производство и модернизацию истребителей Су-27, поставлявшихся в Китай, Вьетнам, Индонезию и другие страны. Кроме того, в Комсомольске строился Су-30МКК - упрощенная по сравнению с индийским вариантом версия машины, также предназначавшаяся для Китая. Модификации этой машины под индексом Су-30МК2 поставлялись во Вьетнам и Венесуэлу, кроме того, с некоторыми изменениями их закупали и российские военные под обозначением Су-30М2.

Одновременно в Комсомольске, оказавшемся в итоге в одном холдинге с головным КБ, шла работа на перспективу: создание «предельной» машины в геометрии Су-27, приведшее к появлению серийного Су-35С, и, наконец, подготовка к выпуску истребителя пятого поколения Т-50 (Су-57). В Иркутске же с середины 2000-х годов в качестве перспективного направления была выбрана разработка пассажирской машины - среднемагистрального авиалайнера МС-21, в настоящее время проходящего летные испытания.

Самостоятельное развитие Су-30МКИ и Су-35 увело их довольно далеко друг от друга. Машины отличаются и внешне - помимо разницы между одно- и двухместной кабинами, бросаются в глаза наличие на Су-30МКИ и его модификациях «крылышек» переднего горизонтального оперения и ряд других, менее заметных отличий.

Внутри обе машины отличаются еще сильнее. На них устанавливаются разные радиолокационные станции: Н011М «Барс» - на Су-30МКИ и его модификации и более современные Н035 «Ирбис» - на Су-35С. Отличается авионика, и, наконец, машины имеют разные двигатели. Су-30МКИ использует двигатели АЛ-31ФП - модернизированный вариант исходных АЛ-31Ф для Су-27, получивший управляемый вектор тяги и ряд других усовершенствований. Су-35С - АЛ-41Ф-1С, он же «изделие 117С». Эти двигатели, среди прочего, отличаются заметно большей тягой (плюс 1,5 т/с на каждой турбине) по сравнению с АЛ-31ФП, и их использование, в свою очередь, потребовало внести ряд изменений в конструкцию, в частности увеличить сечение воздухозаборников. Остальные элементы конструкции также серьезно изменились: доля легких сплавов и композитов в Су-35 заметно выросла.

В целом Су-35С, внешне очень похожий на Су-27, сохранил от «предка», по сути, лишь общий облик. Фактически это переходная машина, сочетающая платформу четвертого поколения с системами и оборудованием, созданными в рамках разработки машины пятого поколения.

Госзаказ и «Супер-30»

В 2009 году Минобороны, решившее возобновить серийные закупки авиатехники, подписало первые контракты на поставку Су-35С и Су-30М2. Однако проблемы с освоением серийного производства Су-35С, которые удалось решить лишь к середине 2010-х годов, привели к заказу в 2012 году истребителей Су-30СМ - упомянутой выше доработки индийского Су-30МКИ для Минобороны России.

Су-30СМ в итоге стал основным истребителем: в общей сложности ВКС РФ и авиация ВМФ законтрактовали 116 машин этого типа, более 100 из которых уже поставлены. Су-35 для ВКС РФ поставлено более 80 единиц, кроме того, машины этого типа получает Китай, ожидается начало поставок для Индонезии.

Перспективы новых крупных контрактов на эти самолеты обсуждаются, и одновременно обсуждается изменение их облика. Корни обсуждения, в числе прочего, уходят в проект «Супер-30» - предполагаемый вариант модернизации уже поставленных Су-30МКИ ВВС Индии. Среди прочих изменений называется возможная установка на обновленной машине двигателей АЛ-41.

Экспортная проработка в итоге заинтересовала и российских военных, также нуждающихся в совершенствовании своих самолетов и, кроме того, в их унификации. «Сближение» Су-30СМ и Су-35С - в частности, за счет использования одинаковых двигателей - должно упростить обслуживание самолетов и удешевить производство АЛ-41 за счет роста его объемов.

Кроме того, помимо прямого роста летных характеристик, установка АЛ-41Ф-1С на истребитель Су-30СМ позволит усовершенствовать и радиоэлектронное оборудование этих истребителей - в частности, с использованием более современных РЛС Н035, отличающихся значительно большим энергопотреблением.

Как могут в дальнейшем развиваться события? Предположительно возможны следующие варианты.

1. Парк Су-30СМ проходит модернизацию, при этом ВКС РФ продолжают закупки Су-35С «комсомольского» производства, в то время как «Иркут» сворачивает производство истребителей и готовит серию пассажирских машин.

2. Парк Су-30СМ проходит модернизацию, и, кроме того, заключается контракт на новую партию этих машин в усовершенствованном виде в силу их меньшей стоимости по сравнению с Су-35С. Комсомольск-на-Амуре при этом продолжает производство Су-35 на экспорт и постепенно разворачивает серийное производство истребителей пятого поколения Су-57.

3. Модернизация Су-30СМ сопровождается серийными закупками истребителей на обоих заводах.

Третий вариант, скорее всего, маловероятен, учитывая сокращение военных расходов и, кроме того, наличие серийного производства бомбардировщика Су-34 в Новосибирске, который также претендует на долю в гособоронзаказе 2020-х годов. Какой из первых двух окажется воплощен в жизнь, мы, возможно, узнаем в ближайшие 1,5–2 года.

Целесообразность закупок ВВС России трех модификаций истребителя Су-27 является сомнительной. К такому выводу пришли западные эксперты интернет-портала War Is Boring.

На данный момент Россия осуществляет производство и закупки трех самолетов, представляющих собой глубокую модернизацию многоцелевого тяжелого истребителя Су-27 (Flanker по классификации НАТО). Они были разработаны ОКБ Сухого и производятся на двух разных предприятиях – Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) и Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут». По мнению западных специалистов, это решение является достаточно странным и может привести к существенным финансовым расходам. В настоящее время ВВС США стремятся получить единый истребитель в рамках концепции JSF (Joint Strike Fighter) – F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II). Представители этого вида войск заявили о необходимости приобретения 1763 новых самолетов для замещения большей части истребителей, находящихся на данный момент в строю, и увеличения боевого потенциала ВВС. Россия, напротив, в настоящее время приобретает три вида современных истребителей – Су-30М2, Су-30СМ и Су-35. Объемы закупок каждого из самолетов составляют десятки единиц. Российское Министерство обороны не объясняет принципы закупок истребительной авиации, однако специалисты полагают, что это связано со стремлением поддержать функционирование двух предприятий на фоне сокращающихся объемов экспорта боевых самолетов. Такая стратегия, как считают зарубежные эксперты, положительно отразится на улучшении боевых качеств российских ВВС, которые в значительной мере состоят из самолетов, поставленных в войска в 80–90-х годах. В то время как новейший истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) стал широко известен как в России, так и за рубежом, ввод в состав ВВС самолетов Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 привлек меньшее внимание. Первым ВВС России получили истребитель Су-30М2. Его фотографии на авиабазе «Крымск», расположенной в южной части Краснодарского края, были опубликованы в декабре 2011 года. В ноябре 2013-го на авиабазу «Домна» переброшены три самолета Су-30СМ. К концу прошлого года на эту авиабазу поставлено в общей сложности десять самолетов. Передача еще десяти машин ожидается в этом году, в результате чего полностью завершится формирование авиационного полка. В феврале 2014-го первые истребители Су-35С были переданы 23-му истребительному авиационному полку, базирующемуся на авиабазе «Дземги» в Хабаровском крае. По мнению специалистов, истребитель Су-30М2, первым вступивший в строй ВВС России, – наименее совершенный из всех трех самолетов. Он является развитием модели Су-30МКК, разработанной КнААЗ для Китая. Су-30МКК в свою очередь считается модернизацией Су-30 и уступает истребителю Су-30МК, производящемуся корпорацией «Иркут». Су-30МКК оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе и российской авионикой, позволяющей выполнять широкий спектр боевых задач. Однако он уступает Су-30МК, так как не оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО) и авиадвигателями с отклоняемым вектором тяги. Некоторое время спустя КнААЗ получил контракт на поставку КНР самолета Су-30МК2, который может применять противокорабельное вооружение. Этот истребитель затем был продан Вьетнаму, Индонезии, Венесуэле и Уганде. Основной внешней отличительной чертой экспортных самолетов Су-30МКК/МК2 и Су-30М2 для ВВС России являются два хвостовых киля с плоской верхней кромкой. Первый заказ на производство Су-30М2 для российских ВВС был получен летом 2009 года. Эти самолеты имеют много общего с одноместным истребителем с улучшенной авионикой Су-27СМ3, который также производит КнААЗ, и с самолетами Су-27 первого поколения. Министерство обороны заказало четыре истребителя Су-30М2 и двенадцать Су-27М3. Специалисты предполагают, что двухместные самолеты будут поддерживать одноместные в ходе выполнения учебно-боевых задач и, возможно, в качестве всепогодных истребителей. На данный момент общий объем заказов на истребители Су-30М2 составляет около 20 машин. На декабрь 2013-го было поставлено четыре самолета. Су-30СМ, внешне достаточно сильно напоминающий Су-30М2, производится конкурентом КнААЗ – корпорацией «Иркут». Обе компании входят в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), которая объединяет всех государственных и коммерческих российских авиапроизводителей. Специалисты считают Су-30СМ версией Су-30МК, поставки которого осуществлялись в Китай, Малайзию и Алжир, адаптированной для ВВС России. По сравнению с Су-30МКК производства КнААЗ Су-30МК имеет более высокие аэродинамические показатели. Есть возможность его оснащения как российской, так и западной авионикой – покупатель может выбирать соответствующие компоненты производства России, Украины, Франции, Индии и Израиля. Некоторые компоненты Су-30МК установлены в Су-30СМ. В их число входят двухместная кабина самолета, переднее горизонтальное оперение, двигатели с отклоняемым вектором тяги, электродистанционная система управления полетом (ЭДСУ). В отличие от самолетов производства КнААЗ истребители корпорации «Иркут» оснащены укороченным вертикальным хвостовым оперением. В марте 2012-го Министерство обороны России неожиданно разместило заказ на Су-30СМ. В декабре того же года он был удвоен и составил 60 самолетов, которые, как планируется, будут поставлены к концу 2015-го. На момент декабря 2013 года ВВС России было передано только 16 Су-30СМ. В феврале 2014-го согласно информации ряда СМИ Минобороны намерено подписать дополнительные контракты на поставку еще 50 Су-30СМ общей стоимостью более двух миллиардов долларов. Предполагается, что часть этих самолетов или вся новая партия может быть передана ВМС России, в данном случае ожидается, что поставки начнутся до конца 2015 года. Одним из основных отличий Су-30СМ от экспортного Су-30МКИ для Индии является применение российской авионики вместо аналогов производства Израиля и Индии. Вместе с тем была сохранена большая часть французского оборудования, в том числе нашлемный дисплей и система навигации. В то время как на Су-30М2 стоит БРЛС Н001В, являющаяся модернизацией БРЛС, установленной на Су-27, в состав авионики Су-30СМ включена более мощная БРЛС Н011М «Барс-Р» с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР). Су-30СМ от Су-30МК отличает наличие более мощных катапультируемых кресел, приспособленных под тяжелых российских летчиков. Специалисты считают, что Су-30СМ сможет применять новую ракету класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД и новую ракету такого же класса малой дальности РВВ-МД. Ожидается, что на Су-30СМ ВВС России будет стоять другое усовершенствованное ракетное вооружение класса «воздух-воздух». Су-35С отличается от двух вышеупомянутых истребителей в первую очередь тем, что является одноместным. Сама концепция этого самолета появилась еще в 80-е годы, однако непосредственная разработка стартовала в начале 2000-х. Су-35С, работы над которым осуществлял КнААЗ, получил новый планер, усовершенствованную авионику и авиадвигатели. На этот истребитель установлены двигатели АЛ-41Ф с отклоняемым вектором тяги, новая оптоэлектроника, улучшенная ЭДСУ. ПГО было демонтировано в связи с тем, что упомянутые выше нововведения позволили обеспечить Су-35С отличный, по мнению специалистов, уровень маневренности. В то время как Россия готовится увеличить масштабы применения БРЛС с АФАР, по мнению экспертов, после окончательного завершения разработки Т-50 Су-35С оснащается БРЛС с пассивной ФАР Н135 «Ирбис», улучшенной версией БРЛС «Барс». Предполагалось, что Су-35С так же, как Су-30М2 и Су-30СМ, будет производиться в экспортной версии под обозначением Су-35БМ. В ряде СМИ публиковалась информация о предполагаемой сделке с КНР, которая в настоящее время не подтверждена. В 2009 году Министерство обороны заказало истребители Су-35, 22 из которых были переданы ВВС в феврале 2014-го. Двенадцать этих самолетов размещено на авиабазе «Дземги» в составе боевого подразделения. Окончательная поставка 48 Су-35С по контракту завершится, как ожидается, в 2015-м. По мнению специалистов, высока вероятность подписания еще одного контракта на 48 машин. Благодаря своим усовершенствованным возможностям именно Су-35С, как полагают эксперты, останется основным истребителем ВВС до массового поступления малозаметного Т-50 в строй. Способный согласно информации некоторых СМИ нести ракету класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД, этот истребитель сможет выступить заменой устаревающих перехватчиков МиГ-31 российских ВВС. Вопрос о необходимости закупок трех машин семейства Су-27 достаточно актуальный. Эксперты считают: производство одного самолета было бы более целесообразным, однако тот факт, что соперничающие предприятия ответственны за выпуск авиатехники, усложняет сложившуюся ситуацию. В тот период, когда у самолетов семейства Су-30 был существенный успех на международном рынке, состязание двух производителей не являлось значимой проблемой. Су-30М2, возможности которого наименьшие из всей тройки самолетов, имеет, по мнению специалистов, незначительный модернизационный потенциал. Ранее в прессе фигурировала информация, согласно которой Су-30М2 были закуплены для ВВС России после провала сделки с Китаем. Су-35С отличают более мощный авиадвигатель, усовершенствованные авионика и вооружение, обновленная БРЛС. Производство Су-30СМ лучше отлажено, стоимость этого самолета ниже, а наличие двух членов экипажа позволяет выполнять более сложные боевые задачи и эффективнее осуществлять подготовку летчиков. В настоящее время экспортные перспективы самолетов достаточно туманны. Зарубежные страны с наибольшим числом машин семейства Су-30 – Индия и Китай активно строят самолеты по лицензии. Малайзия предпочла не приобретать дополнительное количество Су-30МКМ, а решила брать истребители в аренду. Предполагается, что Индонезия может приобрести самолеты семейства Су-30 на замену устаревшим F-5, однако даже в случае подписания контракта число импортируемых истребителей будет относительно небольшим. По мнению специалистов, решение Москвы о закупках трех типов самолетов продиктовано необходимостью поддержки производства как КнААЗ, так и корпорации «Иркут». В то же время применение в ВВС всех трех самолетов позволит их сделать более привлекательными для иностранных клиентов. Сегодня ВВС России остро нуждаются в новых истребителях. Т-50 будет введен в строй только через несколько лет. В то время как самолет получил положительные оценки крупнейших СМИ, технической информации о ходе испытаний пяти опытных образцов на данный момент, по мнению специалистов, немного. В отличие от американского F-35 испытания Т-50 не проходят публично. В одном из опубликованных документов значится информация, согласно которой в проект Т-50 могут быть внесены значительные изменения, но степень их вероятности не уточняется. Сроки программы Т-50 постоянно отодвигаются. Первоначально предполагалось передать окончательную версию опытного образца в летный центр в Ахтубинске для испытаний в 2014 году. Специалисты считают, что это произойдет не раньше второй половины 2016-го, что нарушает планы об объявлении первоначальной боевой готовности и начале серийного производства самолета в конце 2016 года. Эксперты уверены, что в самом лучшем случае, вероятность которого не очень высока, 60 Т-50 будут поставлены в 2016–2020 годах. Как следствие ВВС России сильно нуждаются в обновлении авиационного парка. Значительная часть истребителей в составе российских ВВС стремительно устаревает. Развал Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис существенно сократил производство военной авиации. Только на протяжении последних нескольких лет Москва смогла наладить производство истребителей. Несмотря на то, что упомянутые выше самолеты обладают более высокими характеристиками по сравнению с их предшественниками, закупка нескольких десятков Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 не сможет кардинально улучшить сложившуюся ситуацию. МиГ-29, более легкий по сравнению с истребителями семейства Су-27, используется в меньших масштабах. Относительно недавно Алжир отказался от приобретения авиационного полка подержанных МиГ-29СМТ. Тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31 до сих пор находятся в строю, однако только небольшое их количество было модернизировано до уровня МиГ-31БМ. Специалисты считают, что не все эти самолеты получили усовершенствованное вооружение. В свете сворачивания проекта модернизации МиГ-29 и неопределенности относительно преемника МиГ-31 эксперты полагают, что именно самолеты производства компании «Сухой» будут защищать российское небо на протяжении длительного периода. В настоящее время перспективы заключения контрактов на поставки Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 для российских ВВС не ясны. Однако специалисты сходятся во мнении, что будущее истребительной авиации России во многом зависит от развития программы по созданию малозаметного истребителя пятого поколения Т-50.

Название Су-35 уже давно известно в мире авиации. Под таким именем с 1992 г. на международных авиасалонах неоднократно демонстрировались модернизированные истребители, Су-27М, создававшиеся в свое время по заказу отечественных ВВС. На рубеже нового тысячелетия истребители Су-35 участвовали в тендерах ВВС Кореи и Бразилии, причем в роли самолетов-демонстраторов выступали те же машины, выпушенные еще в первой половине 90-х гг.

С течением времени стало очевидно, что для успешного продвижения на мировой рынок и обеспечения конкурентоспособности с современными и перспективными зарубежными истребителями самолету требуется радикальная модернизация, которая должна затронуть не только комплексы бортового оборудования и вооружения, но и сам планер машины, а также ее силовую установку. Последнее должно было обеспечить существенное повышение ресурсов и сроков службы истребителя.

В результате к середине первого десятилетия нового века в целом сформировалась концепция глубоко модернизированного , за которым было сохранено название Су-35 (иногда используется Су-35БМ (Большая Модернизация).

Конструктивные особенности

Итак, что же нового реализовано в конструкции Су-35? Во-первых, истребитель получит усовершенствованный планер с усиленной конструкцией, что позволит добиться существенного увеличения ресурса самолета – до 6000 ч или 30 лет эксплуатации (ресурс до первого контрольно-восстановительного ремонта и межремонтный повышен до 1500 ч или 10 лет эксплуатации). По аэродинамической схеме он аналогичен самолету Су-27 – в отличие от Су-30МКИ на нем не будет уже переднего горизонтального оперения, при этом во всех трех каналах будет реализовано электродистанционное управление, без механической проводки.

Применение новой комплексной системы управления КСУ-35, разрабатываемой МНПК “Авионика” и выполняющей функции сразу нескольких систем, применявшихся раньше на самолетах Су-27 (системы дистанционного управления, систем автоматического управления, ограничительных сигналов, воздушных сигналов, управления торможением колес шасси, управления поворотом передней стойки) повысит пилотажные и маневренные возможности истребителя. КСУ-35 одновременно будет выполнять функции активной безопасности.

Из конструктивных особенностей следует также отметить отсутствие традиционного для самолетов Су-27 верхнего тормозного щитка – его функции переходят дифференциально отклоняемым рулям направления. В связи с увеличением взлетной массы на Су-35 усилено шасси, а передняя опора выполнена двухколесной. При изготовлении планера самолета реализуются технологии снижения радиолокационной заметности, которые обеспечивают уменьшение его отражающей способности в Х-диапазоне радиоволн в секторе углов 60.

Внешнее новый Су-35 (T-10БM) ближе обычному Су-27, чем к прежнему Су-35 (T-10M): у него нет ПГО, хвостовая балка укорочена. Крылья соответствуют примененным на корабельном Су-33 с большим флаперонами занимающими вся заднюю кромку.

Конструкция планера несколько усилена, что позволяет увеличить максимальную взлетную массу до 38.800 кг. Однако, за счет уменьшения массы БРЭО, масса пустого самолета осталась практически неизменной (16.500 кг).

Кроме того, уменьшена площадь вертикального оперения, что снижает РЛ – заметность, сокращен объем закабинного отсека (благодаря современной и компактной авионике). Незначительные изменения претерпел фонарь кабины летчика.

Применительно к планеру самолета Су-35 уместно употребить термин “щадящий режим модернизации”. Это обусловлено стремлением конструкторов избежать или свести к минимуму объем дорогостоящих статиспытаний, а также предельно полно использовать существующую серийную оснастку.

Конструкция планера Су-35 обеспечивает увеличение внутреннего запаса топлива более чем на 20% – при полной заправке он достигает 11 500 кг по сравнению с 9400 кг у серийных Су-27. Кроме того, на самолете обеспечено применение двух подвесных топливных баков емкостью по 1800 л, подвешиваемых на подкрыльевые точки. С подвесными баками суммарный запас топлива достигнет 14 300 кг. Самолет также оснащается системой дозаправки топливом в полете по схеме “шланг-конус” с выдвижной штангой по левому борту головной части фюзеляжа. Темп перекачки топлива при дозаправке достигает 1100 л/мин.

Двигатели

Важным отличием Су-35 от предшествовавших ему самолетов семейства Су-27 является применение в его силовой установке новых двигателей с повышенной тягой. Они разработаны на НПО “Сатурн” и известны под названием “117С”.

В конструктивном плане эти двигатели являются глубоким развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. На них применяется новый вентилятор увеличенного на 3% диаметра (932 мм против 905 мм), новые турбины высокого и низкого давления, новая цифровая система управления. На двигателе предусматривается использование сопла с управляемым вектором тяги (как на АЛ-31ФП).

В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16% – до 14 500 кгс, на максимальном бесфорсажном режиме она достигает 8800 кгс. По сравнению с нынешним АЛ-31Ф существенно – в 2-2,7 раза – возрастут ресурсные показатели: межремонтный ресурс увеличится с 500 до 1000 ч (ресурс до первого капитального ремонта – 1500 ч), а назначенный – с 1500 до 4000 ч.

По программе испытаний и доводки “изделия 117С” было построено пять опытных двигателей. Первый из них проходит 2003 г. стендовые испытания, а еще два прошли летную отработку в составе силовой установки летающей лаборатории – опытного самолета Су-27М. Испытательные полеты начались в марте 2004 г. На первом этапе летных испытании было осуществлено около 30 полетов этой летающей лаборатории с новыми двигателями, в т.ч. пять – с двумя двигателями. Затем четвертый экземпляр заменил самый первый опытный образец на стенде, а пятый использовался в качестве резервного на летных испытаниях.

Проведенные стендовые испытания показали, что внедренные мероприятия позволили существенно улучшить параметры двигателя “117С” по сравнению с прототипом и превысить параметры технического задания по тяге и удельному расходу топлива. В филиале НПО “Сатурн” на Лыткаринском машиностроительном заводе (Московская обл.) весной этого года начались стендовые ресурсные испытания двигателя “117С” в обеспечение первого вылета Су-35. Кроме того, на стенде в Лыткарнно находится еще один двигатель этого типа, который предназначен для проведения комплекса специспытаний.

Серийный выпуск двигателей “117С” будет осуществляться в кооперации Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО, г. Уфа) и НПО “Сатурн” (г. Рыбинск). По решению фирм-партнеров, все работы по двигателю “117С” будут разделены между НПО “Сатурн” и УМ ПО на паритетной основе, 50 на 50%.

Первые два серийных двигателя “изделие 117С” для проведения летных испытаний в составе первого опытного самолета Су-35 были изготовлены на НПО “Сатурн” и поставлены на КнААПО в начале этого года.

Оборудование

Пожалуй, главной отличительной особенностью Су-35 станет применение на нем принципиально нового комплекса бортового оборудования. В основе его лежит информационно-управляющая система (ИУС), предназначенная для функциональной, логической, информационной и программной увязки систем бортового оборудования в единую интегрированную систему и обеспечивающая взаимодействие между экипажем и оборудованием. В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию “стеклянной кабины”.

Основу информационно-управляющего поля кабины Су-35 составляют два огромных цветных многофункциональных ЖКИ типа МФИ-35, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1М и пульт управления и индикации.

Кабина истребителя Су-35

Многофункциональные индикаторы МФИ-35 со встроенным дисплейным процессором имеют размер 9×12 дюймов (диагональ – 15 дюймов) и разрешение 1400×1050 пикселей. Они предназначены для приема, обработки и отображения в мультиоконном режиме

графической, цифробуквенной и символьной информации, отображения телевизионной информации от бортовых телевизионных датчиков с наложением на нее цифробуквенной и символьной синтезированной информации, а также формирования и выдачи видеосигнала в цифровом виде в систему видеорегистрации. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором предназначен для отображения необходимой информации и выдачи команд путем нажатия кнопок на обрамлении на всех этапах полета.

Коллиматорный авиационный индикатор ИКШ-1М со встроенным процессором предназначен для обеспечения наблюдения на фоне закабинного пространства коллиматорного изображения информации) формируемой в соответствии с управляющими сигналами. Он имеет поле зрения 20×30.

Управление бортовым оборудованием, системами и вооружением в новой кабине Су-35 обеспечивается кнопками и переключателями на ручке управления самолетом и рычагах управления двигателями, а также кнопочным обрамлением многофункциональных индикаторов. Таким образом, на самолете реализуется концепция HOTAS. Разработку индикаторов и ряда других систем БРЭО самолета Су-35 обеспечивает Раменское КБ приборостроения и другие предприятия Н П Ц “Технокомплекс”.

Системы управления вооружением

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой “Ирбис-Э”, обладающая уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. Она разработана ОАО “Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В.Тихомирова” (НИИП) как дальнейшее развитие РЛСУ «Барс», применяемой на самолетах Су-30МКИ и Су-30МКМ, и конструктивно представляет собой многофункциональную РЛС Х-диапазона с пассивной ФАР диаметром 900 мм, размешенной на двухстепенном электрогидроприводе (по азимуту и крену), оснащенную перспективной вычислительной системой с БЦВМ «Соло-35».

Антенное устройство сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60 гадусов. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод механически дово-рачивает антенну по азимуту на угол до 60 градусов и по крену на угол 120 градусов. Благодаря этому максимальный угол отклонения луча по азимуту при электронном управлении и механическом довороте антенны увеличивается до 120 градусов.

РЛСУ «Ирбис-Э»

РЛСУ “Ирбис-Э” позволяет обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей при сохранении непрерывности обзора пространства, вести одновременный обстрел до восьми воздушных целей. Комплекс обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение до четырех наземных целей в нескольких режимах картографирования с различной степенью разрешения на дальности до 400 км при сохранении контроля над воздушным пространством.

Воздушные цели с ЭОП 3 м 2 на встречных курсах РЛСУ “Ирбис-Э” может обнаруживать на дальности до 350-400 км (в пределах зоны обзора 100 град.). Это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. В более широкой зоне обзора (300 град.) аналогичные цели гарантированно обнаруживаются на дальности до 200 км в передней полусфере (на фоне земли – до 170 км) и до 80 км в задней полусфере (до 50 км на фоне земли). “Сверхмалозаметные” цели с ЭОП 0,01 м 2 обнаруживаются “Ирбисом” на дальностях до 90 км.

Дальность обнаружения наземных (надводных) целей составляет: для цели типа “авианосец” (ЭОП 50 000 м 2) – 400 км, “железнодорожный мост” (1000 м 2)- 150-200 км, “катер” (200 м 2)- 100-120 км, “установка оперативно-тактических ракет” и “группа танков” (30 м 2) – 60-70 км.

Являясь логическим развитием “Барса”, РЛСУ “Ирбис”, таким образом, имеет значительно более высокие характеристики: расширенную (более чем вдвое) полосу рабочих частот, увеличенную с 70 до 120″ зону обнаружения и сопровождения воздушных целей по азимуту, значительно (в 2-2,5 раза) возросшую дальность действия, улучшенную помехозащищенность и т.д. По этим показателям “Ирбис” находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и западноевропейских РЛС с пассивными и активными ФАР.

Разработка РЛСУ “Ирбис” ведется в НИИП с 2004 г. К настоящему времени опытные образцы системы прошли необходимые стендовые испытания, а первый из них установлен на борт летающей лаборатории Су-30МК2 №503 и проходит летные испытания. Первый полет летающей лаборатории с включением “Ирбиса” в ЛИИ им. М.М. Громова состоялся в начале этого года и продемонстрировал высокие характеристики новой РЛС в режиме “воздух-поверхность”. В апреле летающая лаборатория была перебазирована в Ахтубинск для проведения всесторонней летной отработки новой РЛС. Основными задачами первого этапа испытаний “Ирбиса” на борту самолета являются отработка новых вычислительных средств, оценка новых режимов работы, подтверждение расчетных характеристик дальности обнаружения. Этот этап испытаний планируется завершить до конца года.

А тем временем НИИП совместно с серийным Государственным Рязанским приборным заводом готовит первые штатные комплекты “Ирбиса” для установки на опытные самолеты Су-35. Две РЛС готовятся для размещения на борту второго и четвертого экземпляров нового истребителя. Работы должны быть выполнены уже в этом году.

Оптико-локационная станция ОЛС-35

Другой новой подсистемой системы управления вооружением самолета Су-35 является оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая в себе тепло-пеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал. Применение современной элементной базы, новых алгоритмов и программного обеспечения обуславливают превосходство ОЛС-35 над ОЛС других самолетов семейства Су-27 и Су-30 по дальности и точности действия, а также надежности.

Зона обзора, обнаружения и автоматического сопровождения цели оптико-локационной станцией составляет 90″ по азимуту и +60…-15″ по углу места. Дальность обнаружения воздушной цели теплопеленгатором в передней полусфере составляет не менее 50 км, в задней – не менее 90 км. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной – до 30 км. точность измерения 5 м.

Кроме того, для обеспечения эффективного боевого применения в режиме “воздух-поверхность” самолет может комплектоваться подвесным оптико-электронным контейнером – лазерно-телевизионной прицельной станцией, обеспечивающей обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей. С ее помощью, в частности, могут применяться корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.

Разработку встроенных и подвесных оптико-электронных систем, которые могут применяться на Су-35, ведут два предприятия – московский НИИ прецизионного приборостроения (подобные системы НИИ ПП уже применяются на корабельных истребителях МиГ-29 К/КУБ, создаваемых PCК «МиГ» по заказу ВМС Индии, и планируются к установке на перспективный истребитель МиГ-35) и Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова (оптико-локационные станции УОМЗа традиционно используются на самолетах семейства Су-27 и МиГ-29).

Среди других новых систем бортового оборудования Су-35 – современное навигационное и радиосвязное оборудование, системы, обеспечивающие групповые действия истребителей, а также высокоэффективный комплекс радиоэлектронного противодействия, конкретный состав которого и комплектация теми или иными средствами помех может определяться по желанию заказчика.

Средства поражения

Всего для размещения средств поражения используется 10 узлов внешней подвески. Еще два концевых крыльевых узла задействованы для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35, помимо уже известных ракет “воздух-воздух” средней дальности Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), войдут пять новых ракет большой дальности.

Номенклатура управляемого вооружения класса “воздух-поверхность” включает шесть тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокационных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: пять противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы “Клаб” (”Калибр-А”) и одну тяжелую противокорабельную ракету большой дальности типа “Яхонт”.

В числе применяемых корректируемых бомб – до восьми бомб КАБ-500Кр (ОД) с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг – КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг, она размешается на 12 точках подвески.

Дополнительные сведения

Первый летный образец самолета Су-35 полностью собран на КнААПО к августу 2007 г. Накануне МАКС-2007 транспортным самолетом Ан-124 “Руслан” он был доставлен в Москву, на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, где после демонстрации на авиасалоне продолжатся завершающие стадии наземной отработки перед началом летных испытаний. Первый полет его должен состояться в самое ближайшее время, ведущим летчиком-испытателем самолета назначен Юрий Вашук. Следом за первым прототипом на сборке на КнААПО находятся ещё два опытных Су-35 (второй и четвертый опытные экземпляры), которые присоединятся к программе испытаний в течение второй половины 2007 – начала 2008 гг.

Параллельно в испытаниях задействуется несколько летающих лабораторий, созданных на базе разных модификаций самолетов Су-27. На летающей лаборатории Су-30МК2 “503 отрабатывается новая РЛС “Ирбис-Э” и новая оптико-локационная станция, на летающей лаборатории Су-27М №710 – новые двигатели “1I7C”, на летающей лаборатории Су-27М – новая комплексная система управления КСУ-35 и т.д.

Испытательные полеты на летающих лабораториях по программе Су-35 выполняют летчики-испытатели “ОКБ Сухого” Юрий Вашук, Сергей Богдан, Сергей Костин и др. Ожидается, что серийное производство и поставки Су-35 заказчикам могут начаться уже в 2009 г. и продолжаться вплоть до выхода на рынок истребителя пятого поколения. Самолет включен также в Государственную программу вооружений на период до 2015 г., которой запланированы поставки истребителей Су-35 в ВВС России.

Производства. По конструкции он представляет собой модификацию самолета СУ-30МКИ, выпускающегося для ВВС Индии. Благодаря своим техническим и летным характеристикам Су-30СМ относится к поколению 4++. Главная задача этой машины - завоевание господства в воздушном пространстве. Сегодня мы с вами подробно рассмотрим характеристики СУ-30СМ и историю его производства.

Резюме

В середине 2000-х российские авиаконструкторы построили для ВВС Индии самолет СУ-30МКИ. Абревиатура МКИ расшифровуется как "модернизированный, коммерческий, индийский". Эта машина стала результатом глубокой модернизации знаменитого самолета Су-27, которая была начата еще в 1988 году. Позже СУ-30МКИ адаптировали под отечественный рынок. Так и появилась модель Су-30СМ, фото которой знакомо всем любителям военной авиации. На сегодняшний день этот самолет считается одним из передовых истребителей в мире и вершиной развития линейки Су-27.

Возможности Су-30СМ довольно обширны. Он способен выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме воздушных целей, он может эффективно поражать наземные объекты, а также проводить разведку и передавать данные о предполагаемых целях другим самолетам группы.

В сентябре 2012 года истребитель Су-30СМ впервые поднялся в небо. В конце этого же года он был принят на вооружение ВВС РФ, а министерство обороны заключило с заводом-производителем контракт на поставку 30 экземпляров к концу 2016-го. В 2015 и 2016 годах были заключены дополнительные контракты. В результате к началу 2017-го на вооружение стояла 71 единица истребителя, а еще четыре были изготовлены для Казахстана. Первое боевое применение Су-30СМ состоялось в рамках военной операции в Сирии. В качестве исторической справки познакомимся с самолетами, конструкция которых стала базой для героя нашего разговора.

Су-30

В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.

Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ - двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.

Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.

Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).

Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.

Су-30МК

Вскоре, из-за распада Советского Союза, у всех военно-промышленных предприятий начались тяжелые времена. Финансирование было в значительной степени урезано, множество предприятий-смежников оказалось в разных государствах, конструкторские бюро и заводы стали терять квалифицированных сотрудников. Так как Министерство обороны России практически полностью остановило закупку новой военной техники, ОКБ Сухого было вынуждено искать заказчиков для своей продукции за границей. Специально для экспорта, в кратчайшие сроки был построен многоцелевой двухместный самолет Су-30МК, первый полет которого состоялся в 1993 году. От обычного Су-30 он отличался расширенной номенклатурой вооружения, а также увеличенным ресурсом моторов и планера.

Новый самолет был предложен Индии, которая была уже традиционным покупателем советского вооружения и военной техники. Уже весной 1944 года состоялось первое заседание, на котором российско-индийская рабочая группа обсудила перспективы поставки самолета Су-30МК в Индию и организации производства новых машин в этом государстве. В конце 1996 года был заключен контракт о производстве 40 единиц Су-30МК для военно-воздушных сил Индии.

Су-30МКИ

В начале 20-го века сотрудники ОКБ Сухого специально для ВВС Индии построили новую модификацию истребителя, получившую название Су-30МКИ. По сути, эту машину можно назвать самолетом нового поколения. Она получила моторы с изменяемым вектором тяги и переднее горизонтальное оперение, благодаря чему значительно улучшилась маневренность истребителя в любых режимах полета.

С точки зрения качества авионики, российские, равно как и советские боевые самолеты, в большинстве случаев уступали западным конкурентам. Чтобы устранить данный недостаток, бортовое радио-электронное оборудование для Су-30МКИ разрабатывалось в рамках международной кооперации, в которой поучаствовали специалисты из Израиля, Франции и Индии.

Создание Су-30СМ

Истребитель Су-30МКИ получился настолько удачным, что сразу заинтересовал российское министерство обороны. Осенью 2012 года в небо поднялся первый самолет Су-30СМ, который представлял собой ту же экспортную версию, только немного переделанную для использования ВВС России.

Подобное решение военного руководства РФ объясняется тем, что машина, созданная для Индии, была наделена действительно выдающимися характеристиками. С точки зрения маневренности, она превзошла все российские и даже зарубежные аналоги. Кроме того, огромная работа была проделана для повышения уровня качества авионики. В результате, благодаря использованию иностранного опыта и оборудования, истребитель может конкурировать с лучшими (с точки зрения электроники) западными машинами. Интерес министерства обороны к этому самолету был обусловлен также тем, что его прообразы уже долгие годы производились серийно. За это время выпуск был полностью налажен, замечания летчиков учтены, а все проблемы, обнаруженные при испытаниях - устранены.

Назначение

По сути, истребитель Су-30СМ является практически полной копией модели Су-30МКИ, системы которого просто адаптировали под использование военно-воздушными силами РФ. Полученная машина является многоцелевым самолетом. Она может вести воздушный бой, поражая современные истребители противника, завоевывать господство в воздухе, и наносить удары по стационарным или же мобильным вражеским целям. Кроме того, характеристики Су-30См позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, давать самолетам своей группы целеуказание и противодействовать системам РЛ борьбы противника. Этот самолет также можно использовать для морских сражений, так как он способен обнаруживать и ликвидировать надводные вражеские суда, как самостоятельно, так и в составе ударной группы.

Корпус и силовая установка

Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.

Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Оборудование

Истребитель оснащается инерциальной навигацией, которая принимает спутниковый сигнал от системы ГЛОНАСС. Благодаря этому достигается высочайшая точность следования по заданному маршруту. Автоматический полет Су-30СМ может осуществлять в разных режимах: заход на посадку, полет на небольшой высоте, атака наземных или надводных целей. Оборудование автоматического управления находится в непрерывной связи с системой навигации. При необходимости истребитель может снабжаться подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой (инфракрасной и лазерной).

Говоря о характеристиках Су-30СМ стоит также отметить, что при ее проектировании использовалась концепция «открытой архитектуры борта». Это позволяет наиболее экономным образом включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования новые отечественные или зарубежные системы. Именно благодаря этой особенности самолет считается универсальным, и в кратчайшие сроки может быть переквалифицирован из истребителя-перехватчика в ударный истребитель.

Защита

В конструкции самолета Су-30СМ не предусмотрена технология малозаметности. Таким образом, его защита основана только на подавлении РЛС противника посредством мощной системы радиоэлектронной борьбы. В ее состав входят комплексы «Хибины» и «Сорбция», которые способны не только подавить маломощные РЛС вражеских самолетов, но и нейтрализовать более серьезные наземные РЛС-комплексы.

Боевая нагрузка самолета составляет 8 тонн. Он имеет 12 узлов для подвески широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения. Истребитель может вооружаться управляемыми ракетами для воздушного боя на короткой и средней дистанции, неуправляемыми авиабомбами весом 250 или 500 кг, и контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Помимо ракетно-бомбового вооружения, на нем установлена пушка ГЩ-30-1 калибром 30 мм.

Сравнение Су-30СМ и Су-35

Многие любители военной авиации задаются вопросом о том, зачем ВВС РФ закупают сразу две модернизации самолета Су-27 - модели Су-30СМ и Су-35. На самом деле, тот факт, что у истребителей один предшественник, совершенно не значит, что они взаимозаменяемы. Во-первых, Су-30СМ, описание которого мы с вами рассмотрели, строился на базе двухместного СУ-27УБ, а Су-35 - на базе одноместного Су-27С. Во-вторых, герой нашего разговора имеет ПГО, а его соратник - нет. В третьих, Су-30СМ может одинаково успешно атаковать как воздушные, так и наземные цели, а Су-35 - предназначен для завоевания воздушного превосходства. И в-четвертых - Су-30СМ имеет массу вспомогательной аппаратуры, которая позволяет использовать его одновременно как боевую машину и командный пункт. Таким образом, сравнение СУ-30СМ и Су-35 не совсем некорректно.

Технические характеристики

В заключение нашего разговора, ниже приведены основные технические характеристики Су-30СМ:

  1. Габариты (длина/высота/размах крыла) - 21,9/6,36/14,7 м.
  2. Площадь крыла - 62 м 2 .
  3. Взлетная масса: нормальная - 24,9 т, предельная - 38,8 т.
  4. Масса пустого самолета - 18,8 т.
  5. Тяга одного мотора: бесфорсажная - 7770 кгс, на форсаже - 12500 кгс.
  6. Масса моторов - 1,52 т.

Отдельно рассмотрим авиационный характеристики:

  1. Максимальная перегрузка - +9 G.
  2. Максимальна скорость: на малой высоте - 1350 км/ч, на большой высоте - 2350 км/ч.
  3. Дальность полета: на малой высоте - 1270 км, на большой высоте - 3000 км.
  4. Боевой радиус - 1500 км.
  5. Практический потолок - 17,3 км.
  6. Скороподъемность - 230 м/с.
  7. Длина разбега/пробега - 550/750 м.
  8. Тяговооруженность: с нормальной взлетной массой - 1,00, с максимальной взлетной массой - 0,84.
  9. Нагрузка на крыло: с нормальной взлетной массой - 398 кг/м 2 , с максимальной взлетной массой - 532 кг/м 2 .

Новое на сайте

>

Самое популярное